Машина из колёс

Машина из колёс

Машина из колёс

Машина из колёс

Машина из колёс

У этого термина существуют и другие значения, см. БРДМ.

Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.

Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].

Содержание

История создания и серийного производства[править | править код]

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.

БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.

В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.

В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.

Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.

Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.

На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.

Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.

В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.

Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.

  • BRDM-1 TBiU 24 3.jpg
  • BRDM-1 TBiU 24 1.jpg
  • BRDM-1 TBiU 24 2.jpg
  • 2P26 TBiU 24 2.jpg
  • PL MWP Brdm1.JPG
  • BRDM and PT-76 TBiU 24.jpg
  • БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
  • БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
  • БРДМ-1У — машина управления[4]

На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:

  • 2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
  • 2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
  • 2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
  • 9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
  • БРДМ-РХ — машина химической разведки.

Машина химической разведки БРДМ-РХ[править | править код]

Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.

Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.

Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.

С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.

  • АфганистанFlag of Afghanistan.svg Афганистан: некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[5]
  • ВьетнамFlag of Vietnam.svg Вьетнам: 100 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[6]
  • ГвинеяFlag of Guinea.svg Гвинея: 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[7]
  • ЗамбияFlag of Zambia.svg Замбия: 70 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[8]
  • Республика КонгоFlag of the Republic of the Congo.svg Республика Конго: 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[9]
  • КубаFlag of Cuba.svg Куба: некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[10]
  • МозамбикFlag of Mozambique.svg Мозамбик: 30 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[11]
  • СуданFlag of Sudan.svg Судан: 60 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[12]
  • ЭритреяFlag of Eritrea.svg Эритрея: 40 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год[13]
  1. Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960—381 с.
  2. J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — P. 210. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
  3. The Military Balance 2010 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Routledge, 2010. — 492 p. — ISBN 978-1857435573.
  4. военный паритет.
  5. The Military Balance 2010. — P. 356.
  6. The Military Balance 2010. — P. 433.
  7. The Military Balance 2010. — P. 311.
  8. The Military Balance 2010. — P. 331.
  9. The Military Balance 2010. — P. 301.
  10. The Military Balance 2010. — P. 78.
  11. The Military Balance 2010. — P. 317.
  12. The Military Balance 2010. — P. 327.
  13. The Military Balance 2010. — P. 306.
  14. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Stockholm Internation Peace Research Institute: Arms Transfers Database
  • М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
  • J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
  • Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
PSZH D944 Police Hun 2.jpg
  • D442 — венгерский вариант БРДМ-1
  • PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%A0%D0%94%D0%9C-1


Машина из колёс

Машина из колёс

Машина из колёс

Машина из колёс

Машина из колёс